Объявление нацистов о явке еврейского населения в указанные пункты

Вторая мировая война, до основания потрясшая человечество и оставившая трагические следы в истории многих народов и государств, втянутых в ее орбиту, сыграла фатальную роль, прежде всего в судьбе еврейского народа Европы. Жертвами холокоста — беспрецедентного в мировой истории геноцида нацистами евреев — стали почти 6 млн. человек, треть из которых были советскими гражданами. С первых недель войны насилие и бесчеловечность по отношению к евреям не знала границ. В синагогах Белостока и Риги людей сжигали заживо. Их топили в реках, болотах и колодцах, бросали в шахты, замуровывали живьем. В Минске, Харькове и некоторых других городах людей уничтожали в душегубках. Но чаще всего евреев сгоняли на площадь и конвоировали к месту расправы где-то неподалеку от населенного пункта, в котором они проживали.

Расстрел осенью 1941 г. на окраине Киева в Бабьем Яре десятков тысяч евреев стал символом уничтожения советских евреев. Эта трагедия и поныне остается одним из самых трагических событий новейшей истории.

24 сентября 1941 г. в середине дня раздался взрыв на главной улице г. Киева, Крещатике. Вслед за ним с пугающей периодичностью последовали новые взрывы, как и первый, очень большой мощности. В центральной части города начались сильные пожары. Последствия взрывов и пожаров были ужасающими: исторического центра Киева, составлявшего славу города, больше не существовало.

Боевой операцией советских спецслужб по минированию центра города воспользовались оккупационные власти, использовав ее, как повод для акции по «окончательному решению» еврейского вопроса в Киеве.

Можно только ужасаться оперативности, с которой была организована эта небывалая по масштабам казнь огромного количества людей. Уже 27-28 сентября на стенах домов, заборах и столбах появились объявления на грубой цветной бумаге с текстом на украинском, русском и немецком языках:

Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября 1941 года к 8 часам утра на угол Мельниковой и Доктеривской улиц (возле кладбища). Взять с собой документы, деньги, ценные вещи, а также теплую одежду, белье и пр. Кто из жидов не выполнит этого распоряжения и будет найден в другом месте, будет расстрелян. Кто из граждан проникнет в оставленные жидами квартиры и присвоит себе вещи, будет расстрелян.

(В литературе приводятся разные варианты этого приказа, хотя по содержанию они одинаковы). Подписи под этим приказом не было.

Оккупационные власти пунктуально и педантично готовились к проведению бесчеловечной акции: 25 сентября они приняли прибывшего в Киев главного начальника СС и полиции обергруппенфюрера СС Ф. Еккельна — уже сам по себе этот визит за три дня до расстрела говорит о многом. 26 сентября Еккельн провел совещание с участием чинов СС, полиции безопасности и СД у коменданта города генерал-майора Эбергарда, на котором был рассмотрен и утвержден план «мероприятия». Были подготовлены исполнители акции: вместе с вермахтом в город вошли подразделения, «специализирующиеся» на убийствах евреев — зондеркоманда 4а айнзацгруппы «С» под руководством штандартенфюрера СС П. Блобеля, части полицейского охранного полка «Південь», а также Буковинский курень, возглавлявшийся П. Войновским.

С помощью городской управы было определено место расстрела — целая сеть яров длиной 2,5 км, глубиной — 20-25 м, с одной стороны которых был пустырь, далее роща, а другая — упиралась в кладбище. Был выработан маршрут, назначено место сбора жертв, отпечатано и расклеено по всему городу до 2 тыс. объявлений с приказом.

Нацисты подготовили надежное обеспечение акции: кроме спецподразделения СС, на которое была возложена главная роль, была привлечена вновь созданная киевская полиция, задачей которой было обеспечение «порядка». Были проведены дезинформационные действия: распространялись слухи о переписи евреев, их переселении, проинструктированы тысячи управдомов и дворников. Было осуществлено множество других мер, последовательная реализация которых в крайне сжатые сроки свидетельствует о том, что, вступая в Киев, гитлеровское командование уже вынесло смертный приговор евреям города и заранее начало подготовку к их массовой казни. Весь комплекс мероприятий по подготовке небывалой карательной операции был завершен 28 сентября. Вермахт, СС и украинские «вспомогательные силы» действовали четко и слаженно. Командовавший эсэсовской айнзацгруппой «С» д-р Раше сообщал в Главное управление имперской безопасности, что «предусмотрена казнь, по меньшей мере, 50 000 евреев. Вермахт приветствует эти меры и просит о радикальных действиях». С рассветом 29 сентября начался исход десятков тысяч стариков, женщин, детей в братскую могилу в Бабьем Яру. Расстрелы длились в течение пяти дней. Но наиболее интенсивными были первые два дня, когда погибла основная масса людей. К исходу пятого дня Киев стал городом, «свободным от евреев» — «юденфрай».

Главная