Холокост как самая страшная трагедия XX века

Книга Дж.Трахтенберга посвящена в основном западноевропейскому средневековью. Именно в нем он ищет истоки того, что произошло в XX веке и стало одним из самых жутких событий века. По-еврейски это называется Шоа, по-английски — Холокост, по-русски — Катастрофа.

Если в протестантском мире переживание этой трагедии европейского еврейства выразилось в бурном развитии «Теологии после Освенцима». Богословы пытались понять, что именно в христианстве привело к гибели существенной части Избранного Народа, как быть христианином после Освенцима. Для массового уничтожения людей был специально построен лагерь уничтожения Аушвиц – Биркенау, где погибло полтора миллиона человек, в том числе свыше 1млн. 100 тыс. евреев. Настоящая индустрия смерти!

У католиков в 1998 году появился итоговый документ специальной папской комиссии по религиозным отношениям с иудаизмом и еврейством. В частности, он гласит: "Без сомнения, катастрофа — самое страшное из перенесенных им испытаний. Нет слов для того, чтобы описать страдания, которым подверглись евреи. Все — только потому, что они евреи. Тут недостаточно одного исторического исследования. Необходима память моральная и религиозная... Особенно христиане должны глубоко задуматься о причинах происшедшего: Катастрофа — трагедия, происходившая в Европе, то есть в странах с христианской традицией. Это неизбежно приводит к вопросу о связи между преследованиями и поведением христиан по отношению к евреям в ходе истории. История эта мучительная, итог отношений в течение двух тысячелетий скорее отрицательный».

А Иоанн Павел II в речи на научной конференции о корнях иудаизма в христианской среде в 1997 году произнес следующие слова, которые цитируются в документе: «В христианском мире слишком долго присутствовали ошибочные и несправедливые толкования Нового Завета в том, что касается еврейского народа и мнимой его вины, чем были порождены враждебные чувства по отношению к этому народу». Католическая церковь сегодня решилась сказать это вслух.

В русской православной церкви положение сложнее. В русской православной церкви возникла ситуация, схожая с той, что была в средневековом католичестве. К тому же в активно-антиэкуменических кругах русской православной церкви являются детьми дьявола. И все же можно надеяться, что и в русской православной церкви когда-нибудь возобладает та точка зрения, согласно которой ненависть к евреям «базировалась на "поверхностном понимании Евангелия, ибо распять Иисуса требовали не иудеи, а просто толпа (которая, естественно, состояла из иудеев, ибо дело происходило в Иерусалиме). Слова "кровь Его на нас и детях наших" (Матф., 27:25) произносятся опять-таки из разъяренной толпы, для которой ее ненависть оказывается дороже всего, в том числе и собственных детей.

В конце XIX века, в эпоху еврейских погромов в России на улицы вышли люди, еще считавшие себя верующими, но уже освободившиеся от мистического ужаса перед евреями. В 1905 – 1911 г.г. прошли еврейские погромы не только в России, но и во всех странах мира. В 1915 – 1916 г.г. черносотенцы провели много погромов в 150 городах России. Как сообщает Дайджест пресса 1990 г., в Минске арестовали 8 человек из 15 в институте, 37 крупных учёных, расстреляны 136 педагогов из 18 школ. В школе №1 из 38 учителей 18 человек расстреляны и объявлены как эссерские и бандитские гнёзда. 300 человек евреев высланы в связи с Минским делом.

Главная